12 января, российская космическая отрасль получила пощечину. К МКС пристыковался беспилотный корабль Cygnus, доставивший на околоземную орбиту 1,5 тонны оборудования, спутники стандарта CubeSat и продовольствие. Практическая же грузоподъемность корабля составляет 2,7 тонн. Наш «грузовик» «Прогресс-М» способен тянуть чуть больше 2 тонн.
Самое обидное для Роскосмоса в этой истории заключается в том, что Cygnus, как и его ракета-носитель Antares, создана не могущественной государственной корпорацией, а небольшой частной американской компанией Orbital Sciences Corporation, в которой работают 4 тыс. человек.
И это не первая пощечина. И, возможно, не самая обидная. К МКС в прошлом году уже в третий раз слетал корабль Dragon, созданный, можно сказать, выскочкой, которому в Федеральном агентстве Роскосмос не доверили бы и поставку оргтехники. Этот выскочка – Элон Маск, айтишник по образованию. Он создал знаменитую платежную систему PayPal. После чего, увлекшись идеями Николы Теслы, основал компанию Tesla, которая выпускает конкурентоспособные электромобили. И, наконец, его «позвал» космос. В результате появилась компания SpaceX. И если Orbital Sciences Corporation, основанная в 1982 году для производства легких военных и коммерческих ракет, к моменту подключения к «космическому извозу» уже имела изрядный опыт, то Маск в 2002 году начал разработки ракет и кораблей буквально с нуля.
И достиг впечатляющих результатов. Dragon способен доставлять на МКС 6 тонн груза. Помимо кораблей этих двух компаний и нашего «Протона» в роли беспилотных эмкаэсных извозчиков выступают ATV Европейского космического агентства (полезная нагрузка 7,7 тонн) и HTV Японского агентства аэрокосмических исследований (6 тонн).